Поскольку риски, при кредитовании малого бизнеса, достаточно высоки, потому банкам приходится формировать резервные средства под выданные займы. При этом, как поясняют специалисты, так роскошь вполне по карману крупным финансово-кредитным структурам; беда только в том, что они не слишком заинтересованы в работе с должниками в лице малых предприятий. Не секрет, что ведущие российские банки обслуживают либо бюджетные денежные потоки, либо предприятия наиболее прибыльных отраслей, либо компании-лидеры в различных отраслях экономики. До "малых" у них просто руки не доходят, да и бизнес их, по меркам "крупняка", является на сегодняшний день не слишком доходным. Мелкие же и средние банки при попытке кредитовать малый бизнес сталкиваются в вышеназванными проблемами и рисками, что заставляет из прийти к выводу о высокой рискованности этого бизнеса. Но только, до тех пор, пока процедура предоставления таких кредитов не упрощена, и действуют жесткие требования ЦБ по формированию резервов под такие кредиты.
Тем не менее, банковские аналитики не исключают, что у кредитования малого бизнеса может открыться "второе дыхание". Связано это может быть сразу с несколькими факторами: во-первых, на рынок вышли и продолжают выходить крупные иностранные банки, которые на своих рынках привыкли к кредитованию малого и среднего бизнеса и обладают большим опытом риск-менеджмента в этой области. Кроме того, у них, в отличие от российских мелких и средних банков, есть и необходимые средства для формирования резервов под кредиты, предоставленные малому бизнесу.
"Отбить" крупные компании у российских банков (при том, что в ряде случаев интересы этих крупных компаний обслуживают так называемые "карманные банки") задача очень сложная. А вот обеспечить рост бизнеса за счет увеличения кредитования малых предприятий вполне возможно.
Вторым фактором, который объективно может способствовать росту кредитования малых предприятий, является рост рисков при кредитовании физических лиц. В целом, как подчеркивают эксперты, потребительское кредитование становится все менее привлекательным для банков и в силу высоких рисков, и в силу того, что этот рынок уже в значительной степени "освоен". Возникает необходимость развития новых направлений, одним из которых как раз и может стать кредитование малого бизнеса.